Законодательство о тахографах
Обязательная установка тахографов на грузовики и рейсовые междугородние автобусы регламентирована законодательством. Закон о тахографах вступил в силу довольно давно, но, как показывает практика, и у владельцев транспортных средств, и у водителей по-прежнему остаются вопросы по законодательству в сфере тахографии и о том, как избежать штрафов за отсутствие тахографов.
Сроки оборудования тахографами транспортных средств
В соответствии с Приказом Минтранса России №273 от 21.08.2013 года и №470 от 17.12.2013 тахографами с СКЗИ должны быть оборудованы следующие категории транспортных средств:
- До 1 апреля 2014 года – грузовики категорий N2 и N3, перевозящие опасные грузы.
- До 1 июля 2014 года – автобусы категорий M2 и M3, перевозящие пассажиров, а также грузовики категории N3 с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных перевозок.
- До 1 сентября 2014 года – грузовики категории N3, перевозящие неопасные грузы.
- До 1 апреля 2015 года – грузовики категории N2, перевозящие неопасные грузы.
В случае, если транспортные средства были оснащены тахографами старого образца, установленные тахографы необходимо заменить на новые до 1 января 2018 года.
Также допускается использование тахографов европейского образца, установленными на производстве – но только в том случае, если тахограф был впущен до 1 апреля 2014 года.
Обязанности водителей при эксплуатации тахографов:
- Правильно эксплуатировать тахограф.
- Иметь и правильно использовать карту водителя.
- Выгружать информацию по требованию контрольных органов.
Водителям запрещается:
- Управлять транспортным средством с неисправным/несоответствующим регламенту тахографом.
- Блокировать, изменять или фальсифировать регистрируемую тахографом информацию.
- Уничтожать данные, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечатки тахографа.
В случае повреждения или утери карты водителя необходимо обратиться в течение семи календарных дней к организации, выдающей карты, с заявлением о выдаче новой карты.
Обслуживание тахографа включает в себя:
- Плановую калибровку тахографа.
- Внеплановую калибровка тахографа.
- Считывание данных с карт водителя цифрового тахографа.
- Считывание данных с цифрового тахографа.
- Хранение данных с цифрового тахографа.
Данные с тахографа должны выгружаться и хранится в течение года. Если водитель, по причине длительности рейса, не может выгрузить данные на компьютер, он обязан хранить их в форме распечаток.
Статьей 11.23 КоАП РФ предусмотрены штрафы за несоблюдение правил оснащения транспортных средств тахографами. Так, за управление транспортным средством без тахографа или с неисправным тахографом на граждан налагается административный штраф от 1 000 до 3 000 руб., а на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 руб.
Установка тахографа
Устанавливать тахографы необходимо только в сертифицированных мастерских. Разрешение на монтаж и активацию тахографов выдаётся Росавтотрансом, каждой мастерской выдаётся номер и клеймо. Обязательной пломбировке с клеймом мастерской подвергаются все установленные приборы и ответственные соединения.
Также для работы с блоками СКЗИ, которые стоят на всех цифровых тахографах, необходима лицензия ФСБ.
Карты для тахографа
Для использования тахографа необходимы карты: компаниям, занимающимся пассажиро- и грузоперевозками нужно оформить карту предприятия, а у всех водителей, работающих в организации, должны быть именные карты. Существуют различные виды карт в зависимости от того, какой тахограф установлен на транспортном средстве: карты для тахографов с СКЗИ и без СКЗИ, либо европейского образца. Следует учитывать, что даже если на автомобиле установлен тахограф, но водитель ездит без карты, штраф всё равно придётся платить.
По картам тахографа учитывается время труда и отдыха водителей.
Режим труда и отдыха водителей должен соответствовать Приказу Минтранса №15 от 20.08.2014. В этом документе чётко прописаны все правила и нюансы режима труда водителей: количество часов работы, отдыха, перерывы и выходные.
Данные с карт тахографа необходимо выключать раз в 28 дней, а данные с тахографа – раз в 90 дней.
Режим работы водителей
Стандартная продолжительность смены при пятидневке — 8 часов, при шестидневке
— 7 часов. Время длительности смены может быть продлено до 10 часов.
При этом продолжительность рабочего времени за неделю должна составлять
максимум 40 часов.
Время управления автомобилем — до 9 часов (может быть увеличено до 10 ча-
сов, не более двух раз за неделю).
Перерыв для отдыха и приема пищи — от 30 минут до 2-х часов.
Для спецслужб: продолжительность смены — до 12 часов. Перерыв для отдыха
и приема пищи — до двух перерывов от 30 минут до 2 часов.
Стандартная рабочая неделя с еженедельным отдыхом (выходными)
Перевозки в черте города при ненормированном графике
Стандартный рабочий день — 8 часов, однако время продолжительности смены
может быть увеличено до 10 часов, но не более 2-х раз в неделю. Общая продол-
жительность работы за две недели подряд — не более 90 часов.
Время управления автомобилем в течение смены — максимум 9 часов, может
быть увеличено до 10 часов, не более двух раз за неделю.
Обеденный перерыв: 1–2 перерыва от 30 минут до 2 часов.
Спец. перерывы: первый перерыв минимум на 15 минут необходимо сделать
не позднее чем через 4 часа вождения. В дальнейшем такие перерывы должны
быть не реже чем через каждые 2 часа.
При совпадении с перерывом для отдыха и питания спец. перерыв не предо-
ставляется.
Междусменный перерыв — не менее 12 часов.
Количество выходных должно быть не меньше числа полных недель месяца.
Междугородние и пригородные перевозки
Максимальная продолжительность рабочего дня — 12 часов.
Общая продолжительность работы за две недели подряд — не более 90 часов.
Если пребывание водителя в автомобиле более 12 часов, в рейс направляются
два и более водителей. При этом необходимо спальное место для отдыха.
Максимальное время управления автомобилем — 10 часов, но не более двух раз
в неделю.
Перерыв для отдыха и приема пищи — от 30 минут до 2 часов.
Спец. перерывы. Первый перерыв минимум на 15 минут необходимо сделать
не позднее чем через 4 часа вождения. В дальнейшем такие перерывы должны
быть не реже чем через каждые 2 часа.
При совпадении с перерывом для отдыха и питания спец. перерыв не предоставляется.
Междусменный перерыв — не менее 11 часов. При междугородних перевозках — не менее продолжительности смены, если в рейсе два водителя — не менее половины смены.
Междусменный отдых может быть сокращен до 9 часов, но с обязательной компенсацией отдыха на следующей неделе. Отдых может быть разбит на 2–3 отдельных периода, один из которых должен составлять не менее 8 часов подряд. В этом
случае общее время междусменного отдыха должно быть не меньше 12 часов.
Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли по крайней мере два
водителя, каждому из них положен отдых не менее 8 часов подряд.
Выходные могут быть сокращены до 29 часов в неделю, но не менее 42 в среднем
за месяц.
Количество выходных должно быть не меньше числа полных недель месяца.
В ситуациях, не описанных в данной памятке, обращайтесь к Приказу Минтранса
России от 20.08.2004 № 15 (в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 № 484).
Если сломан тахограф или карта водителя
В случае поломки тахографа его необходимо отдать на ремонт в сервисный центр. В этом случае эксплуатация ТС возможна, но необходим документ от сервисного центра подтверждающий, что тахограф находится в ремонте. В случае, если автомобиль эксплуатируется со сломанным тахографом, либо у водителя нет подтверждающего поломку прибора документа, налагается штраф в размере 500 руб. либо выносится предупреждение.
В случае повреждения или утери карты водителя необходимо обратиться в течение семи календарных дней к организации, выдающей карты, с заявлением о выдаче новой карты.
Если поломка или утрата карты произошла в рейсе, водитель должен производить ручной ввод данных в тахограф.
Во всех остальных случаях эксплуатация тахографа без карты считается нарушением, за которое предусмотрен штраф.